Были времена, когда мы не задавались вопросом происхождения того, что мы ели, не задумывались, являются ли употребляемые овощи сезонными, местного ли они произрастания или выращены общинами, находящимися в группе риска. Сегодня мы значительно лучше информированы о продуктах. Но можем ли мы сказать то же самое о бриллиантах у нас на пальцах, золоте на запястьях?

С учётом растущих ежегодных мировых продаж ювелирных изделий, которые, по ожидаемым прогнозам, достигнут к 2020 году объёмов в $292 миллиарда, не настала ли пора детально разобраться в «ингредиентах» драгоценных украшений?

Как потребители мы имеем все основания – если не обязаны – знать подробности происхождения ювелирных изделий нами приобретаемых, но не каждый понимает, на что следует обращать внимание. Сейчас всё большее количество ювелирных компаний предугадывают этот интерес – они выносят перечень использованных материалов и сведения о них на этикетки, так сказать.

Передовиком здесь выступает Chopard. Эта швейцарская ювелирная и часовая компания объявила в марте, что до июля этого года она перейдёт на 100-процентное использование этично добытого золота во всех своих украшениях и часах. Для Chopard, как указано на сайте компании, это означает, что она работает только с «золотом, приобретённым у достоверных источников и проверенным на соответствие передовым международным нормам в области соблюдения экологической безопасности и общественной морали», кустарно добытым золотом, соответствующим требованиям Fairmined & Fairtrade (честная добыча и торговля), и золотом от аффинажных предприятий, сертифицированных Советом по ответственной практике в ювелирном бизнесе.

Украшения и мораль: из каких компонентов состоят ваши аксессуары?
Коллекция Green Carpet от Chopard: 34.63-каратный турмалин Параиба
с подтверждённым происхождением на копях в районе Mavuco-Chalaua Мозамбика; ожерелье с сердцевидными бриллиантами на 43.34 карата и серьги с 8.21-каратными бриллиантами, добытыми сертифицированным RJC поставщиком алмазов (сертификат Совета по ответственной практике в ювелирном бизнесе — Responsible Jewellery Council, RJC) и установленными в 18-каратное этично добытое золото.

Этичность золота – чрезвычайно сложный вопрос, изучаемый огромным количеством организаций, рассматривающих не только проблему воздействия на окружающую среду, но также соблюдение технической и медицинской безопасности условий труда, справедливость оплаты и поддержку уязвимых слоёв населения. Chopard – первый большой игрок, взявший на себя подобные серьёзные обязательства.

К Chopard присоединился и ряд независимых ювелиров, таких как работающая в Нью-Йорке бразильский ювелир и скульптор Ана Хоури, также решившая применять в работе только этично добытые материалы.

Украшения и мораль: из каких компонентов состоят ваши аксессуары?
Fernando Jorge (fernandojorge.co.uk) taguaseed necklace and rings set with diamonds in 18-karat gold.

«Мы используем отвечающее критериям Fairmined 18-каратное золото уже около пяти лет, – рассказывает Хоури, чьи скульптурные серьги украшают прослеживаемые по происхождению драгоценные камни наподобие лавандово-голубого танзанита и изумрудов из Замбии. – Привлечение этично добытого золота, соответствующего критериям Fairtrade, к изготовлению наших украшений позволяет нам способствовать развитию ответственной горнодобывающей практики. Мы очень гордимся тем, что являемся частью системы Fairmined Initiative, всемирной инициативы, созданной Альянсом за ответственную добычу, где происходит обмен очень нужными идеями. Мы предоставляем сведения о наших добросовестных сделках по закупкам и обсуждаем этические аспекты природоохранной практики».

Этически настроенная берлинская ювелир Лилиан фон Трапп практикует другой подход, используя в своём дизайне только переработанное золото и старинные бриллианты. «В мире уже вполне достаточно золота, нам нет необходимости добывать его ещё больше», – считает она. Фон Трапп настолько обеспокоена негативными последствиями золотодобычи, что стала активным участником фонда Earthbeat Founda- tion («Пульс Земли»), который преследует цели по переориентированию горнодобывающего сообщества на альтернативные источники прибыли. Недавно она выпустила лимитированную серию ожерелий из переработанного золота для поддержки золотодобывающей общины Уганды, которой сейчас приходится предпринимать меры по обеззараживанию её земли посредством высадки абсорбирующей токсины травы ветивера, как альтернатива предлагается культивация открыто продаваемого кофе.

Украшения и мораль: из каких компонентов состоят ваши аксессуары?
Ana Khouri Серьги Coco, сделанные из мозамбикских изумрудов от компании Gemfields, ведущего поставщика с подтверждением добытых драгоценных камней, и серьги Teresa из танзанита от ответственных добытчиков. Оба изделия выполнены в 18-каратном золоте с бриллиантами, отвечающими требованиям Fairmined.

Пиппа Смолл, которая изначально изучала социальную антропологию, продаёт свои этически чистые ювелирные украшения более 20 лет. В этом году отмечается десять лет сотрудничества этого лондонского дизайнера с Turquoise Moun- tain, организацией, основанной в 2006 году принцем Уэльским для продвижения и сохранения традиционных ремёсел в Афганистане и Мьянме. Результатом вовлечённости Смолл в проект стало появление 11 независимых ювелирных предприятий в Афганистане, давших работу 68 мастерам и ещё 150 специалистам в Мьянме. На следующем этапе Смолл и Turquoise Mountain планируют посещение Иордании и работу с сирийскими беженцами, среди которых множество ремесленников со знанием традиционной сирийской золотообработки и ювелирного дизайна, которые есть риск потерять безвозвратно.

Неудивительно, что Смолл получила статус MBE (кавалер ордена Британской империи) за своё этическое ювелирное производство и благотворительную работу. Не лишним будет отметить к тому же, что её дизайн обладает роскошным шармом простоты, обожаемым целым легионом состоятельных почитателей. Взять, к примеру, ожерелье из золота и ляпис-лазури из коллекции к 10-й годовщине Turquoise Mountain – многослойное, ажурное переплетение тёмно-синих каплеобразных и кабошонированных лазуритовых камней, выглядывающих из обрамления из жёлтого золота.

«В МИРЕ УЖЕ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО ЗОЛОТА, НАМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ДОБЫВАТЬ ЕГО ЕЩЁ БОЛЬШЕ»,— ЛИЛИАН ФОН ТРАПП

Титулованный ювелирный дизайнер Фернандо Жорже использует семена слоновой пальмы, или тагуа, из родной Бразилии – красивая и прочная альтернатива изделиям из кости млекопитающих. Преданный защитник ресурсов своей страны Жорже использует эти материалы в комбинации с бриллиантами и золотом, придавая ювелирным изделиям весьма разнообразные формы, не только традиционные.

Украшения и мораль: из каких компонентов состоят ваши аксессуары?
Этот дизайн от Pippa Small был реализован женщинами и мужчинами в Афганистане в рамках проекта Turquoise Mountain: позолоченное и вручную раскрашенное кольцо и серьги, а также позолоченное многониточное ожерелье с лазуритом, бирюзой, яшмой, агатом и хризоколлой.

В конечном счёте какое бы ювелирное изделие вы ни приобретали, будь то самые востребованные драгоценные камни, такие как изумруд или рубин, или что-то вроде нетривиального цаворита или даже тагуа, вы имеете право знать, каково его происхождение.

Лондонский штаб горнодобывающей компании Gemfields, являющейся одним из мировых лидеров среди поставщиков цветных драгоценных камней, считает важным для покупателя задавать правильные вопросы по поводу ювелирного изделия, в которое вкладываются инвестиции. «Первым вопросом, которым следует задаться потребителю, является происхождение каждого отдельного элемента драгоценного изделия, – полагает директор Gemfields по устойчивому развитию, политике и рискам Джек Каннингем. – Касательно конкретных заинтересовавших вас камней ювелир должен быть готов рассказать хотя бы о стране происхождения. Вы можете также поинтересоваться сопровождающим ювелирное изделие сертификатом, подтверждающим происхождение. Поскольку некоторые страны не настаивают на транспарентности и этичности в производстве и торговле драгоценными камнями, покупателю стоит поинтересоваться юридической стороной их происхождения, запросив подтверждающие документы, если есть такая возможность».

Это может показаться излишне сложным. Но если мы будем задавать эти важные вопросы, мы вынудим все ювелирные компании ввести наличие ответов на них в стандартную практику, уже даже не требующую запроса покупателя.

Фото: ЮКИ САИТО
Стиль: ЧАРЛЬЗ В.БАМГАРДНЕР