Один из пунктов декрета (прим. ред.: обычное название законов Советской власти в первые годы революции), опубликованного в «Газете футуристов» в 1918 году, гласил: «Пусть улицы будут праздником искусства для всех». Он  обозначал категоричное желание его авторов вывести искусство в город, вниманию широких масс. 

«Взять горшки с красками и кистями своего мастерства, иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов» – предлагали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский во имя идеи всеобщего равенства.

Просвещённый вандализм или как самовыражаются стрит-арт художники
Советская мозаика на стене вокзала в г. Нур-султан.
Фото

Отголоски этой идеи можно встретить и сейчас. Кто из нас, к примеру, не разглядывал разноцветные мозаики с чуждыми сюжетами, ожидая свой поезд или замедляя шаг у одной из городских стен? 

Украшение городов, воспевание общих ценностей и торжества достижений – задачи, которые ставились перед художниками, создающими произведения паблик-арт. Он и по сей день связывает два кардинально различающихся времени.  

Однако не всегда художники имеют возможность разместить свои работы для широкой аудитории без серьезных для себя последствий – избежав, к примеру, обвинений в вандализме. С этого места паблик-арт почти незаметно превращается в стрит-арт – искусство, бурлящее желанием вступиться за порой субъективное понятие –справедливость. Выражая определенный протест в своих работах, художники используют улицы городов в качестве своего холста. Понятные изображения об актуальных проблемах практически всегда находят отклик у зрителей.  

Как, пожалуй, в случае Бэнкси, чьё имя уже давно стало нарицательным. Произведения художника, сопровождаемые незаурядными историями, то и дело всплывающими в новостях (чего только стоит история о встроенном в раму картины «Шредере», который наполовину изрезал его работу во время аукционных торгов), так или иначе известны многим. Аноним, зовущий себя Бэнкси, выражает своим искусством несогласие по многим социальным проблемам, превращая стены в предметы для продажи. 

Его работы извлекают из городских стен, чтобы выставить на аукционе, как например, «Loveplane». А граффити со скорбящей женщиной, размещенный на двери выхода из концертного зала, где произошла террористическая атака в Париже в 2015 году, было вырезано грабителями. Спустя год после похищения работа была найдена, но уже в Италии.

Просвещённый вандализм или как самовыражаются стрит-арт художники
Фото: AFP/Thomas Samson.

Особое значение в работе Бэнкси играют социальные сети, которые стали единственным инструментом коммуникации художника со зрителями. Бэнкси поясняет на своих страницах смысл, вложенный в ту или иную работу, а заодно подтверждает своё авторство.

Его популярность не только среди обычных горожан, но и ценителей и коллекционеров предметов искусства, порождает вопрос «Популярен ли он?», потому что его работы выставляются на аукционах, или же он своим присутствием превращает эти аукционы в широкоосвещаемые события. 

Стрит-арт, как и любое другое искусство, считается продуктом той среды, в которой оно развивается, и неотделимо от других его составляющих. Как например, хип-хоп. Рождённые талантами улиц хип-хоп и стрит-арт принадлежат к одной культуре. Огромную роль в их переплетении сыграл Fab Five Freddy из команды Fabulous 5, известной разрисовыванием вагонов метро яркими изображениями. В случае этой команды ими двигало желание заявить о себе, обратить внимание. В 1980 году они разрисовали вагон метро «банками супа Кэмпбелл» Энди Уорхола – работа, которая определенно обратила внимание на своих создателей. 

Не тратя время на излишние предисловия, в 1991 году журнал New Yorker с первой же строчки своей статьи называет Fab Five Freddy «самым крутым человеком Нью-Йорка». Талантливый в разных сферах – граффити, хип-хопе, режиссуре и многом другом, Fab Five Freddy сумел пройти путь от уличных граффити до выставки своих работ в римской галерее.  

Просвещённый вандализм или как самовыражаются стрит-арт художники
Фото: speerstra.net

Другой художник стрит-арта – JR, чьё настоящее имя неизвестно никому. Прячась за солнцезащитными очками, JR черпает вдохновение в людях. Его работы полны человеколюбия и желания помочь людям понять друг друга и простую истину, что все мы не так сильно и отличаемся друг от друга. Для выражения своей идеи JR использует флайпостинг – размещение крупных постеров, черно-белых изображений. 

Одна из его работ пытается объединить людей, долгие годы живущих рядом, но по отдельности. «Face2Face» – серия портретов жителей Палестины и Израиля, расположенных по обе стороны разделительного барьера. «Face2Face» пытается помочь по другому взглянуть друг на друга, отбросив серьезные лица и груз многолетнего напряжения. 

Для съемок документального фильма «Ellis» JR использует эту же технику. Фильм рассказывает историю острова Эллис, служившего в начале XXвека промежуточным пунктом для мигрантов, пытающихся начать новую жизнь в США. Фотографии этих людей распечатаны и размещены в некогда заполненном, но теперь уже пустующем здании, пропитанном человеческими надеждами и предчувствием нового начала. Изображения людей у лестниц переносят в атмосферу тех лет и помогают ощутить их призрачное присутствие. 

Каждый художник для себя решает, какие инструменты более точно могут выразить его посыл. Для кого-то это – городская стена и баллончики с краской, для другого – улицы, наполненные людьми и … скотч. 

Марк Дженкинс использует скотч и прозрачные пленки для создания объемных фигур. Скульптуры, похожие на людей, но стоящие в непривычных позах, заставляют случайных прохожих теряться в догадках и ощущать некоторый дискомфорт. В серии работ под названием «Embed Series» на улицах разных городов появляются фигуры, смотрящие в окно, сидящие со скрещенными ногами у стены, стоящие у карниза крыши, а также с головой, словно застрявшей в стене или торчащими из электрической коробки ногами. 

За подобные «игры» с застигнутыми врасплох прохожими, реакцию которых художник запечатлевает на камеру, его работы даже называют «пранк-инсталляцией». 

Просвещённый вандализм или как самовыражаются стрит-арт художники
Фото

Пожалуй, сегодня в любом городе можно увидеть расписанные художниками стены, заставляющие на некоторое время задуматься спешащих прохожих.  

Но не только это говорит о том, что стрит-арт становится все более популярным и ценным. Это подтверждают и цифры продаж, а также бесчиленные разговоры, ведущиеся специалистами об их сохранении, размещении в галереях и защите прав авторов. 

Автор: Жансая Толеухан

Заглавное фото: Bryan GomesPexels