Иными словами, понятие «автомобиль», берущее истоки сотню лет назад – многофункциональный дизайн коробки на четырёх колёсах, снабжённой рулём и педалями для управления человеком и приводимой в движение упорядоченными мини-взрывами, – подвергается переосмыслению под воздействием водоворота глобализации, технологической революции, загрязнения экологической среды и массового обладания определённой моделью. Данные факторы, вызывающие внутреннее противоречие, подстёгивают стремительную эволюцию автомобильных разновидностей, и теперь дороги бороздят причудливые креатуры: внедорожники Rolls-Royceи бесшумные, аккумуляторные хорватские гиперкары; кибертраки и хетчбэки с плавниками, дверьми-крыльями и мозгами, способными временно взять на себя рулевое управление. 

Какие технологии радикально изменят определение роскошного автомобиля

Что такое люксовый автомобиль? Совсем недавно термин обозначал нечто красиво-специфичное: просторный, царственный корпус с неприлично мощным бензиновым двигателем, оформленный кожей и коврами салон, способный вместить всю семью. Теперь это понятие деформировано и размыто, как и всё мироздание роскоши. Строгие, адаптированные для веганов роботы Teslaстановятся обязательным атрибутом Силиконовой долины, а в пригородах множатся, как 5000-фунтовые кролики, внедорожники с шестизначной стоимостью. Тем временем молодое поколение покупателей отдаёт предпочтение транспортным средствам с нулевым уровнем выбросов, и не исключено, что автомобиль ждёт такое же забвение, которое постигло голосовую почту. 

Тем не менее появляются сигналы, что автомобильная промышленность наконец сплачивается на почве проработки идей, каким быть автомобилю будущего. Люксовый автомобиль вместо привычного представления о более дорогой версии серийной модели преобразуется в нечто совершенно иное. Впервые различие заключается не только в уровне отделки, но и в качественной трансформации трёх взаимосвязанных характеристик: искусственного интеллекта, уровня узкоспециализированного производства и эксклюзивности. 

Искусственный интеллект 

Какие технологии радикально изменят определение роскошного автомобиля

Формы автомобиля будущего определяют две основные технологические революции: электрификация и автономность. 

Электромобили в итоге победят не просто благодаря стремлению к устойчивому развитию или из-за того, что Teslaсделала их сексуальными, а потому, что они дают неоспоримое преимущество индустрии, которая становится чрезвычайно консолидированной, неразрывно глобализированной и многосторонне регулируемой, и, конечно, вследствие лучшей совместимости электромобилей с технологиями самоуправления. 

У электромобилей нет выхлопа и нет поглощения воздуха, к тому же автомобили просты в изготовлении и пригодны для практикуемой крупнейшими мировыми автопроизводителями модульной архитектуры,  благодаря которой на одних и тех же платформах выпускается широкая линейка модификаций. (VolkswagenGroup, которая владеет 12 брендами в семи странах, выпускает более 30 различных моделей, начиная со спорткаров и заканчивая минивэнами, лишь на одной своей платформе MQB). Плюс крупнейший авторынок мира Китай демонстрирует стремительный рост популярности аккумуляторного транспорта (более миллиона электрических и гибридных автомобилей продано в 2018 году), и Европа, третий по величине рынок, стремится идти в ногу. Поэтому независимо от того, намерены ли США продолжать развивать свою ретроградно любимую тему с ископаемым топливом, будущее автомобилей будет определять глобальный рынок, а он всё более озабочен климатическими изменениями. 

Что касается технологии автономного управления, никто не знает, когда она станет широко распространённой потребительской реальностью. Это не просто вопрос научно-технических возможностей, а комплексная матрица, включающая вопросы законодательства, инфраструктуры и ответственности. А между тем все от Samsungдо Softbankи Uberтратят потрясающие воображение суммы, чтобы оказаться в первых рядах, когда начнётся шоу. 

Какие технологии радикально изменят определение роскошного автомобиля

Но до дня, когда вы сможете совершить автономную поездку четвёртого уровня, не отвлекаясь в пути от телеканалаNetflix, ещё годы, если не десятилетия. Сегодня же такие компании, как Waymo, CruiseиArgoAI, в партнёрстве (или в полном симбиозе) с автопроизводителями продолжают разработку такси с автоуправлением четвёртого уровня, тестируя их в пределах испытательных участков городов: Waymo обкатывает автономные минивэны ChryslerPacifica в отдельных районах Феникса, ArgoAIработает с Fordв Пало-Алто, Детройте и Питтсбурге. Эти автомобили руководствуются информацией бортового оборудования, включающего видеокамеры, сенсоры, радары и лазерные сканирующие системы, именуемые LIDAR, плюс невероятно детализированные 3D-карты.

«Мы создаём Waymo-адаптированную карту, – рассказывает Адам Фрост, старший специалист проекта по автомобильным программам и взаимодействию компании Waymo, ранее именовавшегосяGoogleSelf-DrivingCarProject, а теперь самостоятельно реализуемого Alphabet– дочерней компанией Google. –  Это очень глубокая проработка физической среды. Система использует карты высокого разрешения, различая уровень высот. Она распознаёт запрещающие знаки, ориентируется в показаниях светофоров, разметке по полосам движения. Она даже идентифицирует границы бордюра».  

«Память искусственного интеллекта должна быть загружена индивидуально для каждого города, – отмечает Алекс Рой, журналист издания TheDrive. – Вы начинаете с одного города, потом добавляете другие, и в итоге эти данные можно объединить. Такое сервисное покрытие похоже на карту сотовой связи». В какой-то момент, уверен Рой, компаниям автоуправления придётся бороться за потребителя личного автомобиля на пересекающихся рынках. Это может означать необходимость выбрать Fordвместо Audi, ориентируясь не только на бренд и спецификации, но и на диапазон действия технологии автоуправления, всё равно что выбирать сотовый телефон, оценивая не только размер экрана и операционную систему, но и зону обслуживания и качество связи. Подобные технические возможности (автоуправление и т.п.) будут всё чаще фигурировать в характеристиках автомобиля наряду с показателями двигателя и стереосистем, постоянно обновляясь для тех, кто хочет иметь самое современное и лучшее, и значение будет иметь не просто наличие технологии, но и зона охвата. 

Нужно учесть, что автономно управляемый транспорт, по своей сути, не будет превышать скоростной режим, как это делает человек, когда дорога впереди свободная. А это означает, что в период, когда дороги станут доступны для автономных систем, чтобы двигаться быстрее на автоуправляемой машине, может потребоваться открытие кошелька вместо дросселя. 

«Люксовым машинам, которые получат в системе статус приоритетного транспорта, может быть позволено перемещаться гораздо быстрее и обгонять неприоритетные автомобили, – предполагает Рой. – И это вопрос цены». 

И здесь ещё ничего не сказано о технологиях в кабине. Сумасшедший прорыв в развитии самостоятельного управления настежь распахивает доступ в автоиндустрию для всеобъемлющих технологий BigData. Теперь Amazon, Appleи Googleприложат все усилия, чтобы привлечь внимание обширнейшей аудитории, с комфортом расположившейся внутри – более 80 миллионов новых автомобилей было продано по всему миру только за 2018 год, – так что можно только догадываться, на что можно будет обратить внимание внутри машины, когда вождение будет вычеркнуто из обязательных приоритетов. Список опций люксового автомобиля будущего могут составить любые игровые и увеселительные системы, которые предложат последний релиз видеоигры Fortnite, развлекательный канал AmazonPrimeили блок медицинского обслуживания с биометрическим мониторингом в реальном времени. 

Узкоспециализированное производство 

Какие технологии радикально изменят определение роскошного автомобиля

«Для создания автомобиля, будь он один, или сотня, или сто тысяч, требуются астрономические инвестиции в инструментарий и человеко-часы, – говорит Феликс Холст, директор производства и соучредитель стартап-компании Hackrod, которая изучает радикально новые формы производства в сфере автомобилестроения. – С развитием 3D-печати и роботизированной металлообработки, а также многих других продвинутых автоматизированных технологий производства появляется возможность привлечь потребителя непосредственно к разработкам, фактически уравняв ресурсы массового производства с единичным выпуском». 

Это передовая линия нынешнего автопрома. Даже на максимально автоматизированном заводе Teslaво Фримонте, крупнейшем предприятии Калифорнии, где роботы формуют, вырезают лазером и с лёгкостью вращают 15-футовые корпуса автомобилей, как будто это консервная банка, все процессы зиждутся на совершенно традиционных производственных действиях: дизайнеры делают эскиз автомобиля, инженеры изготавливают модель и дорабатывают дизайн, а люди и машины собирают всё по частям. Но Холст и соучредитель HackrodМаус Макрой рассудили, что совмещение продвинутых технологий: искусственного интеллекта, виртуальной реальности, алгоритмического дизайна и 3D-печати – способно форсировать этот процесс наподобие того, как компьютерная программа GarageBandпревращает трудоёмкий процесс написания музыкального произведения в доступное развлечение для любого скучающего подростка. Холст, бывший вице-президент по дизайну компанииHotWheels, говорит, что конечной целью представлялась система, «которая позволит трём парням играючи запустить в собственном гараже настоящую автомобильную компанию». 

В результате у Hackrodполучился родстер LaBandita, разработанный не инженерами, а виртуальным алгоритмом машинного обучения и претворённый в жизнь посредством передовых производственных процессов. 

«Это генеративный дизайн, – заявляет Холст. – По сути, вы задаёте пожелания и параметры того, что ожидаете получить, и позволяете облачной технологии рассчитать оптимальную структуру, которая будет отвечать всем указанным требованиям». Этот тип алгоритмического программного обеспечения может решать весьма сложные инженерные задачи, даже такие, как подбор двигателя. И когда ошеломляюще мощные квантовые компьютеры станут широкодоступны (на момент написания этих строк в мире имеется всего 11 экземпляров), такие калькуляции можно будет проводить для бесконечного числа параллельных вселенных просто для развлечения. 

Последствия возможности модифицировать автомобиль в соответствии с требованиями заказчика поразительны, особенно для упрощённого электрического транспорта. Потребитель может приобрести электрифицированный модульный «скейтборд» – ряд батарей на моторизированной ходовой части, – затем выбрать бутик для алгоритмической разработки дизайна кузова в соответствии с конкретными характеристиками производительности и безопасности, провести краш-тесты в виртуальной реальности и изготовить готовый образец в течение нескольких дней или даже часов, и тут с учётом автоуправляемости может совершенно отпасть необходимость ориентироваться на расположение водительского кресла или обзорность ветровых стёкол. 

И креативные возможности не ограничиваются лишь разработкой автомобиля. Интерьер и экстерьер также могут быть тщательно доработаны с применением высоких технологий и техник старой школы наподобие того, как современные реставраторы-модификаторы преображают классические автомобили. Это может быть что угодно, начиная с 3D-печати сидений, индивидуально подогнанных под формы тела и обитых вручную, и заканчивая карбоновым антикрылом, с абсолютной точностью воссозданным по точным меркам лазерного сканирования, снятым с модели McLarenF1 GTR, ставшей победителем Ле-Мана 1995 года. 

«Мы действительно находимся на пороге весьма драматических перемен, – полагает Холст. – И похоже, ближайшее будущее станет золотым веком для кузовостроения». 

Чтобы сделать такие выполненные на заказ автомобили самоуправляемыми, нужно объединить программное обеспечение искусственного интеллекта с сенсорным оборудованием в один готовый компонент, который можно будет приобрести, как, например, двигатель Fordв сборе или парковочные датчики Amazon. Waymoуже продаёт свои сканерыLIDAR, а компания из Сан-Диего Comma.AIпредлагает за $599 устройства под названием EonDevKit, которые, используя камеры и программное обеспечение с открытым исходным кодом бренда, представляют собой вспомогательные системы управления автомобилем наподобие автопилота TeslaAutopilot.

Такие заказные и качественно оборудованные машины будут недешёвыми. Они будут диким исключением среди скопища более-менее гомогенизированных пассажирских шаттлов – до определённого момента, конечно. С учётом большого спроса на массово производимые, но модифицируемые 3D-печатью, как кроссовки от Nikeи Adidas, такие автомобили, как полагает Холст, «очень быстро станут повседневностью». 

И когда эти машины мечты станут общедоступными, какими же должны будут стать автомобили класса люкс? 

Эксклюзивность 

Какие технологии радикально изменят определение роскошного автомобиля

Грядёт будущее, далёкое и вряд ли гарантированное, но возможное, в котором наш повседневный автомобиль будет представлять собой движущийся с лёгким шелестом электрифицированный корпус, питающийся от индуктивной зарядки на дорогах, по которым он мастерски самостоятельно и перемещается. Люксовую версию такого транспорта несложно вообразить: просто нужно сделать корпус более крупным и дорогим в отделке, этакий автономный транспорт размером с туринговый автобус рок-группы, щедро экипированный величайшими дизайнерами современности, украшенный предметами искусства и располагающий всеми благами, начиная со спальных мест и гимнастических залов и заканчивая винными шкафами с климат-контролем. 

Но то же туманное завтра рисует ещё одну версию люксового автомобиля, обладающего поразительной чудаковатостью: нелепый, анахроничный и даже преднамеренно провокационный. Такая машина может выглядеть, скорее всего, как нынешний автомобиль: чрезвычайно сервильная коробка с колёсами, оснащённая рулём и педалями, питающаяся сжиженными нефтяными останками динозавров. 

Автомобиль, конечно, может катиться к электрифицированному, модифицируемому под заказ, самоуправляемому будущему, но технологии ведут к эффективности и демократичности – двум качествам, неприемлемым для рынка роскоши. Просто вспомните историю «кварцевого кризиса», который, как мы наблюдали, практически убил индустрию элитного часового производства. 

Нет будущего у шумного, безмозглого, бензинового автомобиля, особенно если ископаемое топливо сравняется в цене с золотом, а законодательство и ответственность вытеснят управляемые людьми автомобили с дороги во имя безопасности. И поскольку ценообразование и сервисное обслуживание нацелены на искоренение частного владения моделями среднего класса, «элитность подобной личной собственности снизится, особенно в городах»,  уверен Алекс Рой, а перспективное развитие получит транспорт с «поминутной, или километражной» оплатой. 

Но для тех коллекционеров, которые смогут хранить и содержать привередливую, требовательную, расточительную диковинку, наградой станет прямой доступ к одному из величайших достижений человечества –   необыкновенно выносливой и порой великолепной рабочей лошадке, на хребте которой мы построили современный мир. 

Архаичному автомобилю, которому суждено выжить в далёком будущем, потребуется целый космос, чтобы покататься. И в мире шелестящих коробок, доставляющих нас, как предварительно отсортированную почту, он будет обладать свободой дикаря, готового сорваться с рычанием и несдерживаемым выхлопом куда угодно и с той скоростью, на которую вы только отважитесь. Когда-то это назовут неоправданно опасным и еретически отсталым развлечением – своего рода устаревшей, по большей части незаконной забавой, доступной лишь историческим реконструкторам и очень состоятельным богачам.         

Тем не менее, как говорит Рой, «лучший способ убедиться, что вы сможете рулить в автономном будущем, это лично выбрать дорогу, по которой вы поедете». 

Фото: архивы пресс-служб