Если бы вам доводилось прогуливаться по Сэвил-роу прошлой осенью, вы бы оказались на сверкающей лондонской торговой улице, по обеим сторонам которой выстроились престижные суперкары, а также заметили бы передвигающихся между магазинами быстрым шагом хорошо одетых городских стиляг, облачённых в модные костюмы и с чемоданами, вот-вот готовыми взорваться. Перемотаем на 12 месяцев вперёд, и перед нами открывается совершенно иная картина. По мере того как Великобритания медленно выходит из изолированной дремоты, Роу больше напоминает сонный переулок, чем один из самых известных торговых пунктов. Сэвил-роу уже более двух столетий является путеводной звездой по пошиву одежды на заказ. Первая компания этой улицы Henry Poole открыла свои двери в 1806 году. Сегодня более 15 швейных мастерских мирового уровня работают в белых домах в георгианском стиле, создавая вручную исключительно мужскую одежду. Большинство костюмов, изготовленных по индивидуальному заказу, стоят здесь от 5000 до 6000 долларов, требуют в среднем трёх примерок и занимают около 80 часов ручной работы в течение трёх месяцев, проходя до пяти различных специалистов по пути. Это проверенный временем процесс и определение старой школы. Войти в выбранное вами ателье – значит начать личные отношения с людьми, готовыми создавать уникальную одежду, которая прослужит вам всю жизнь.

Какие бренды из Сэвил Роу переживут пандемию?
Костюм ручной работы из ателье Cad & The Dandy в процессе изготовления.

Однако последние полтора года поставили перед Сэвил-роу ряд уникальных испытаний. Начнём с того, что ещё до появления в последние месяцы модной униформы из умной рубашки и пижамных штанов место костюмов в мире становилось всё более и более неопределённым, поскольку офисный дресс-код заметно смягчился, особенно в сфере финансов и юриспруденции. Мягкий итальянский покрой с его лёгкой конструкцией и беззаботной неформальностью также может составить серьёзную конкуренцию традиционным «боевым доспехам» Сэвил-роу, которые обычно имеют больше подкладок в плечах и зоне груди, делая костюм более официальным. Наряду с культурными сдвигами 2019 год был отмечен вопросами, связанными с влиянием Брексита на судьбу британской индустрии роскоши и на способность портных оставаться конкурентоспособными и привлекать европейцев.

Несмотря на эти опасности, дела шли в гору: многие на этой улице сообщили о росте продаж в первые месяцы 2020 года. Затем произошла вспышка коронавирусной инфекции, и они вынуждены были закрыть свои магазины на 3 месяца. Произошедшие события, разделившие портных и их международных клиентов, которые могут составлять до 80% бизнеса, оказывают серьёзное давление на денежные резервы.

«Международные путешествия, в особенности в США, сыграли жизненно важную роль в продолжающемся успехе Сэвил-роу в период с 1960-х годов, – говорит Уильям Скиннер, управляющий директор Dege & Skinner и председатель ассоциации Savile Row Bespoke Association, официальный представитель торговой организации портных. – В ключевых домах моды, где совершаются заказы, клиентура состоит примерно из 40% американцев, 30% европейцев, 20% британцев, а на другие регионы, такие как Ближний Восток и Азия, приходится около 10%. Теперь есть неопределенность, вызывающая у нас тревогу по поводу того, когда снова откроется граница США и могут ли возобновиться наши регулярные показы транк-шоу». В связи с ограничениями на передвижение, которые, вероятнее всего, будут действовать до конца года, большинство иностранных посетителей должны были самоизолироваться в течение 14 дней при въезде в Великобританию. Сэвил-роу теперь сталкивается с простой, но пугающей перспективой: быстро адаптироваться или уйти в забвение.

В первую очередь многие портные начали налаживать связь с зарубежными клиентами по видеоконференции, рассылая образцы ткани, чтобы поднять интерес, а некоторые даже доставляли клиентам тестовые или пробные образцы одежды для примерки на дому, но эти решения вряд ли смогут компенсировать серьезное падение доходов, поразившее большинство домов. Cad & The Dandy – одна из новых и крупнейших брендов на Роу, основанная в 2008 году Джеймсом Слейтером и Яном Мейером, – на сегодняшний день является одной из самых пострадавших. «Я предполагаю, что в этом году мы упадём на 50%, – говорит Слейтер. – Мы ожидаем потери примерно в 1,75 миллиона фунтов стерлингов (около 2,25 миллиона долларов) от продаж только за 3 месяца изоляции». 

Аналогичная картина и у других портных. Сталварт Генри Пул, изобретатель смокинга, полагается на зарубежные показы транк-шоу почти на 70% своего бизнеса, причём 40% этих выставок проходят в США. Рядом с его портновским домом располагается дом Richard Anderson, 20% бизнеса которого приходится на американский рынок. И так по всей Сэвил-роу .

Какие бренды из Сэвил Роу переживут пандемию?

 Тогда возникает вопрос, как Сэвил-роу достигает своих клиентов в то время, когда путешествовать в лучшем случае непросто, а в худшем – невозможно. Очевидный ответ – оцифровка. Но мнения расходятся относительно того, могут ли подобные компании, полагающиеся на взаимодействие с клиентами, которым происходящее может казаться таким же интимным, как медицинский осмотр, процветать в интернете. «Мы использовали преимущества технологии везде, где это было возможно, – говорит Скиннер. – Некоторым клиентам по душе такие нововведения. Другие по-прежнему предпочитают более традиционный подход. Безусловно, было непросто поддерживать стандарты, ожидаемые от пошива одежды на заказ на Сэвил-роу».

Вернёмся к Cad & the Dandy, крупнейшей фирме, относительно недавно добавившейся к Роу, Слейтер придерживается другого подхода. Этот дом уже продаёт аксессуары и некоторые рубашки в интернете, но теперь к концу года планирует выпустить внушительную коллекцию готовых предметов гардероба с использованием специальной технологии в собственной мастерской фирмы. «Мы начинали задумываться о создании готовой одежды до закрытия границ, но сейчас мы ускоряем выпуск готовой коллекции, – говорит Слейтер. – Она будет состоять из вещей, которые вы, как правило, не покупаете на заказ, например рубашек или курток сафари. Я также ищу способы активизировать то, что мы можем делать в цифровом формате, будь то веб-камеры в наших рабочих кабинетах или другие виртуальные устройства. Остальная часть 2020 года продемонстрирует, что мы более универсальны, чем большинство людей думает».

Какие бренды из Сэвил Роу переживут пандемию?
Портной Cad & The Dandy за работой.

Консультант по розничной торговле Рэй Клачер осознаёт реалии лучше, чем большинство. За время работы в качестве коммерческого директора Gieves & Hawkes он прошёл путь от ателье с внутренним оборотом около 25 миллионов долларов в начале 2000-х годов до диверсифицированного глобального бренда с годовой выручкой более 125 миллионов долларов к 2012 году, когда он стал управляющим директором. Он продолжил развивать свою стратегию, включающую в себя готовую одежду, электронную коммерцию и международную экспансию. «Часто мне кажется, что Сэвил-роу не понимает, что в ней есть, – говорит Клачер. – Ряд может быть довольно замкнутым, и некоторые фирмы опасаются пробовать что-то другое или просто не знают, как оцифровать и продемонстрировать свои возможности в интернете».

Но было бы упущением записать портных в реакционеры. Пошив одежды на заказ – нишевый продукт для нишевой аудитории, и многие портные внедряют новшества в своём собственном Доме. Huntsman, один из самых известных британских домов, построил прочный бизнес в США, пристроив в Нью-Йорке небольшую жилую единицу для заказов, что позволяет фирме обслуживать своих клиентов там, даже когда другие портные не могут выехать в город. После экспериментов с двумя выполненными на заказ предложениями, одно из которых сделано полностью внутри компании, а другое частично передано на аутсорсинг (заказ пошива у другого производства) за границу, Huntsman в июле решил отказаться от услуги собственного пошива на улице Сэвил-роу, если только клиент не готов платить существенную надбавку.

Какие бренды из Сэвил Роу переживут пандемию?
Интерьер флагманского магазина Drake’s.

Куртка теперь будет стоить от 3950 долларов. «Некоторые потребители по-прежнему ищут это изделие, сделанное на заказ на Сэвил-роу, но сознательно готовы тратить деньги на аутсорсинг», – говорит владелец Huntsman Пьер Лагранж. Компания также предлагает вариант изготовления на заказ с личными или видеоконсультациями и обещанием доставки в течение трёх-четырёх недель.

Аутсорсинг определённых этапов производства в обмен на более низкую цену оказался популярным как у новых, так и у существующих клиентов, что является явным признаком того, что современный клиент не зацикливается на том, что каждый стежок нового костюма делается по определённому адресу. С другой стороны, ассоциация Savile Row Bespoke Association предписывает своим портным создавать костюмы в радиусе 100 ярдов от самой улицы. Но чтобы оставаться конкурентоспособными, большему количеству портных, возможно, придётся адаптироваться к аутсорсингу, как это сделали некоторые престижные магазины в других частях города. Edward Sexton и Whitcomb & Shaftesbury, например, предлагают сшитую одежду на заказ, которая опирается на мастерские в Китае и Индии для выполнения определённых задач. Подобная схема, аналогичная успеху Huntsman, привлекает более молодых клиентов, сохраняя при этом качество. Например, на долю офшорных заказов компании Edward Sexton сейчас приходится 50% её заказов.

Испытания, через которые проходят портные, усугубляются огромными накладными расходами большинства компаний. Сшитые на заказ костюмы обходятся недёшево (сырьё мирового класса плюс заработная плата высококвалифицированных местных рабочих), и хотя арендная плата на Сэвил-роу разумна по стандартам престижного района Мейфэр, в котором она расположена, коммерческое помещение на первом этаже по-прежнему стоит от 90 000 до 260 000 долларов в год. Собственность The Pollen Estate является главным владельцем улицы (большая часть собственности в центре Лондона принадлежит частным владениям, система унаследована с XVI-XVII веков). Последние два года она тесно сотрудничает с Bespoke Association, чтобы увеличить посещаемость. Но и здесь изоляция сыграла свою роль: по состоянию к середине лета на первом этаже было 10 вакантных мест, и некоторые из чистокровных портновских домов, в том числе Chester Barrie, остановили работу в ожидании окончательного закрытия.

«Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше наших арендаторов смогли работать, несмотря на ситуацию с Covid-19, – говорит Джулиан Стокс, директор по недвижимости The Pollen Estate. – Мы тесно сотрудничаем с портными, чтобы облегчить их проблемы». Собственность быстро переехала, чтобы ввести в действие долгожданную смесь снижения арендной платы и отсрочки, но это краткосрочное облегчение не решает долгосрочную и потенциально более разрушительную проблему: многие из домов на Сэвил-роу ограничиваются государственной розничной торговлей одеждой или её производством (по иронии судьбы предназначенным для сохранения стиля Роу). Непреднамеренным последствием запрета дополнительных предприятий, таких как часовые магазины или художественные галереи и даже бары и рестораны, является отсутствие той активности, которая могла бы привлечь новых клиентов.

Какие бренды из Сэвил Роу переживут пандемию?
Вид на лондонскую улицу Сэвил-роу.

Тем не менее есть новая кровь. The Pollen Estate предприняла смелый шаг в сотрудничестве с мужским стилистом и писателем Томом Стаббсом, который поселился на Сэвил-роу, дом № 31, с целью представить новые бренды на улице. Во многих аспектах он идеальный кандидат. Его фирменный летний образ – сшитый на заказ двубортный костюм, надетый поверх майки и расстегнутый – отличается более современным стилем пошива. Он также создал страницу @therowstance в Инстаграме, чтобы запечатлеть самых ярких уличных персонажей и разрушить предубеждения относительно того, что на Сэвил-роу работают только жёсткие люди, представленные в меловых полосках. Более того, ему удалось уговорить динамичный дуэт портных Джошуа Добрика и Кимберли Лоутона поработать на этой улице в течение шести месяцев. Dobrik & Lawton базируются на северо-востоке Лондона и известны тем, что используют своё обучение на Сэвил-роу для создания костюмов от-кутюр, подходящих больше для красной ковровой дорожки, чем для зала заседаний. Их эстетика радикально отличается от старой школы Сэвил-роу , но в этом и заключается вся прелесть.

Наряду с усилиями Стаббса другие молодые бренды дают улице свежую энергию. Главным из них является Drake’s, необычный британский галантерейный дом, известный своим дерзким эстетическим и непринуждённым подходом к пошиву одежды. Прошлой осенью он открыл новый флагман на Сэвил-роу . Drake’s шьёт громоздкие куртки и брюки галифе, которые используются сейчас, и помогает вывести на улицу молодое поколение стильных костюмеров. То же самое относится и к Hackett, который в ноябре прошлого года открыл роскошный магазин на Сэвил-роу, дом № 14, и Thom Sweeney, который вскоре откроет свой новый четырёхэтажный особняк в квартале на Олд-Берлингтон-стрит. В этом просторном помещении под одной крышей разместятся пошив одежды на заказ и современная коллекция готовой одежды.

Какие бренды из Сэвил Роу переживут пандемию?
Витрина Henry Poole & Co.

Вместе эти новые игроки превращают улицу из центра пошива одежды в полноценный торговый центр, в котором есть всё от тёмно-синих блейзеров до роскошных хлопковых футболок. Для многих модников, наблюдающих за улицей издалека, это настоящий прогресс. Консультант Джейсон Басмаджян был креативным директором Gieves & Hawkes с 2013 по 2016 год и работал вместе с Клахером над модернизацией бренда. Басмаджян убежден, что Сэвил-роу необходимо расширить свой кругозор. «Моя роль заключалась в том, чтобы смотреть на Gieves через международную призму, – объясняет он. – Мы взяли стиль Сэвил-роу и придали ему глобальный вид, сделали немного более комфортным и современным. Мы понимали, что мир намного шире, и хотели, чтобы Gieves был чем-то большим, чем ателье портного. То, как некоторые бренды делают это сейчас, очень захватывающее зрелище».

В кулуарах до сих пор ходят слухи о более радикальном мышлении. «Ремесленная промышленность всегда должна была развиваться, чтобы оставаться актуальной. До изобретения швейной машины портные сшивали каждый стежок вручную, – говорит Доминик Себаг-Монтефиор, креативный директор Edward Sexton. – Дизайнерские бренды начинают инвестировать в такие модные технологии, как 3D-печать и сканирование тела, но, безусловно, нет лучшего места, чем Сэвил-роу, где мы являемся экспертами в области подгонки и конструирования одежды, чтобы быть первопроходцами в этих технологиях. Мне бы хотелось узнать, как мы можем заставить 3D-моделирование и искусственный интеллект работать для пошива по индивидуальному заказу».

Какие бренды из Сэвил Роу переживут пандемию?
Пиджак и маска для лица от Henry Poole & Co.

Даже некоторые из представителей старой гвардии осмеливаются экспериментировать с пошивом. Генри Пул пробует новую «сверхлёгкую» конструкцию, которая облегчает тяжесть обычного костюма. «Мы уже видим, что наши клиенты думают о своём гардеробе по-другому, – говорит управляющий директор Саймон Канди. – После коронавируса я ожидаю, что большинство наших клиентов пойдут по пути, который прошёл Сан-Франциско для нас. Мы будем шить меньше строгих деловых костюмов, потому что они больше не нуждаются в них, мы будем прикладывать больше усилий для создания более лёгких и комфортных вариантов костюмов. Мужчины всегда будут хотеть одеваться элегантно, чтобы пойти на ужин или увидеться с друзьями».

Возможно, тогда ещё не всё потеряно. У Сэвил-роу были некоторые проблемы в ведении переговоров до 2020 года, но сообщество портных сохраняет оптимизм. «Коллективная природа Сэвил-роу – это её сила, – говорит Слейтер. – Это то, что отличает нас от других портных мирового класса в Париже или новичков в Гонконге. Сейчас нам нужно работать вместе, чтобы через год мы все были здесь. Эта улица пережила две Мировые войны и Великую депрессию, поэтому мы планируем остаться здесь надолго».

«Некоторые компании опасаются выходить за рамки стандартов, установленных в Сэвил-роу».

Фото: Mitchell Vito, Olivier Hess, архивы пресс-служб