Однако наука всегда интересовала художников (впрочем, как и многие другие вещи). Находясь в постоянном поиске новых идей, способов и инструментов их реализации, художники не раз обращались к науке. Изучали, углублялись и увлекались, видя в сложных формулах, реакциях и процессах изящество, которое не замечали сами ученые. 

Тем не менее очевидным этот интерес стал именно в последнее время, когда технологические достижения стали использоваться в искусстве все больше, и появилось выразительное выражение «эстетизация науки». Scienceartсвязал две области настолько, что теперь сложно сказать, чего в этом тандеме больше. 

Слепой робот (2012), Луи-Филипп Демер  

Создавая мир будущего в кино чаще всего роботы представлены опасными существами, готовыми в любой момент выйти из под контроля своих создателей. На этом собственно и строятся переплетения сюжета, в которых наделенные знаниями и неукоснительно следующие алгоритмам роботы пытаются выстроить новый порядок в мире несовершенных людей. 

Создатель фантастических вселенных и автор трёх законов робототехники (в том числе)  Айзек Азимов называл подобное отношение «комплексом Франкенштейна» – недоверием к искусственно созданному существу. 

Луи-Филипп Демер своими работами пытается изменить это отношение и пробудить эмпатию к роботам. Возможно это лишь при близком контакте. Именно для этого зрителям в проекте Демера предлагается сесть напротив робота, не имеющего каких-либо сенсоров для считывания информации кроме тактильных и довериться роботу, позволил исследовать собственное лицо. 

Роботизированные пальцы, едва касаясь лица сидящего напротив, составляют картинку, которая отображается на экранах. Сам процесс изучения лица зрителя схож с тем, как это делают незрячие люди. Лучше понять процесс, с которым часто сталкиваются незрячие люди, и как следствие, их самих – также одна из задач, которую перед собой ставит художник. 

Tele-present wind (2018) и Tele-present water (2011), Дэвид Боуэн

Часто ли вы задумывались о том, как в степи колышется трава, когда её никто не видит? Или возможно, вы задавались вопросом о том, как вдали от посторонних глаз друг на друга наступают волны в океане?  

Если на оба вопроса вы ответили положительно, то Дэвид Боуэн понимает вас как никто другой. 

В своём экспериментальном проекте Tele-present Wind он обращается к силе ветра, чтобы объединить два пространства – то, где находится зритель, в галерее, и немного философского «то, где его нет». 

Эмпатия к роботам, запись фильма в ДНК, или на что ещё способен Science art
Фото: Gunnar Knechtel

Для этого он поместил в галерее сухие стебли растения и прикрепил к ним специальные устройства. Такой же сухой стебель он поместил снаружи, оставив буквально «качаться на ветру» с прикрепленным к нему акселерометром. Считывая с акселерометра данные о силе ветра, устройства в галерее, заставляют растения наклоняться в разные стороны словно под настоящими порывами. 

Другой проект Боуэна использует похожий принцип технологической имитации природных сил, но объектом его инсталляции уже является сила воды. 

Созданная Боуэном подвижная конструкция использует и масштабирует данные из Тихого океана об интенсивности и частоте волн, а затем имитирует поведение волн. 

Фонтан ДНК (2017). Янив Эрлих и Дина Зелински

Пара ученых долго размышляли о том, каким образом возможно использовать огромный потенциал ДНК как хранителя информации. Для изучения этого вопроса они разработали алгоритм для кодирования и записи данных в ДНК и выбрали в качестве файлов для записи среди прочего фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 1896 года. Помимо возможности записать и хранить информацию учёные показали, что умножая образец ДНК возможно восстановить почти неограниченное количество копий, и больше того – копий этих копий. 

Нарастающая конкуренция крупных технологических компаний перешлатакже в поле scienceart. Пытаясь обогнать друг друга, компании экспериментируют и создают интересные работы, демонстрируя возможности своих нейросетей. И порой делают это без участия художников. 

Нейро-Кандинский 

В прошлом году MicrosoftРоссия представили вниманию зрителей картину, написанную нейросетью. Особенность нейросети в том, что это картина – переложенная в визуальную плоскость песни «На заре» группы «Альянс». Если говорить простым языков, нейросеть создала картину песни. 

Эмпатия к роботам, запись фильма в ДНК, или на что ещё способен Science art
Источник фото

Основа этой работы – взаимодействие цвета и музыки, описанной художником-абстракционистом Василием Кандинским. В своих книгах Кандинский описывал настроение, которому соответствует каждый цвет, инструмент, которым он звучит, высоту этого звука. 

Однако разработчики не взяли за основу уже готовые описания Кандинского, чтобы обучить нейросеть, а синтезировали произведения его любимых композиторов и его картины, раскрасив песню по этому паттерну. 

Нечеловеческая музыка

Другое технологическое решение нашли Yandex – нейросеть Yandex была обучена дописывать классическую музыку в стиле того или иного композитора, основываясь на его произведениях и их характерном звучании. 

Тем не менее, вполне реальный человек, композитор, дописывал эти произведения, а результатом совместного труда стал альбом «Нечеловеческая музыка». 

Next

Что касается мира кино, совсем недавно компания Foxвыпустила трейлер к новому сезону сериала Next. Трейлер о вышедшем из под контроля искусственном интеллекте создал … искусственный интеллект. Впервые сам ИИ полностью создал трейлер, для этого оценив предыдущие сезоны, выбрав ключевые моменты и озвучив видео сгенерированным голосом. 

Эмпатия к роботам, запись фильма в ДНК, или на что ещё способен Science art
Постер сериала Next c надписью «Не создавай то, что не сможешь контролировать».

Продукт синергии науки и искусства – уникальный гибрид, с одной стороны использующий точность науки и с другой – рефлексию искусства. Объединяясь для создания уникальных произведений обе области пытаются с помощью друг друга элегантно объяснить сложные процессы человеческого бытия.

Автор: Жансая Толеухан